Абдул-Вахед Ниязов, Валидович (abdul_vakhed) wrote,
Абдул-Вахед Ниязов, Валидович
abdul_vakhed

Categories:

Исламский просветитель, политический и общественный деятель Рашит-казый

Решил привести пост об уникальном человеке, посвятившему всю свою сознательную жизнь Исламу и исламской Умме. Я имею в виду Габдерашита хазрата Ибрагимова (более известного, как Рашит-казый), просветителя, духовного и политического деятеля России на рубеже XIX-XX вв. Вдобавок ко всему я горд, что являюсь родственником этого замечательного человека, жизнь которого всегда являлась примером для подражания. Материал для этого поста был взят из информационного портала "Голос Ислама". Позже выложу на блог еще материалы относительно этого человека из моего личного архива.

Габдерашит Ибрагимов

Габдерашит Ибрагимов родился 23 апреля 1857 года в городе Тара Тобольской губернии в семье мелкого торговца. Его прадед избирался ахуном, дед – Ибрагим был имамом соборной мечети г.Тара. Отец Габдерашита – Гумер учился в медресе, изучал арабский, персидский языки, хорошо владел русским.

Его предки по материнской линии также были образованными людьми, занимались духовной и педагогической деятельностью.

Начальное образование он получил в мектебах и медресе Тары. С 1877 года он шакирд одного из лучших по тем временам старометодного медресе деревни Кышкар Казанской губернии. Это учебное заведение отличалось блестящей постановкой учебного процесса, высокой эрудицией и культурой своих мударрисов. Во главе учебного заведения стоял дамулла Исмагил Утямышев – образрованнейший татарский педагог того времени. И не случайно Габдерашит сравнивал позднее медресе в Кышкаре с университетом. К сожалению, из-за материальных трудностей он не смог продолжить здесь свое образование и вынужден был служить учителем в семьях состоятельных людей. Однако желание продолжить образование было настолько сильно, что в 1879 году он тайком перебирается в Стамбул, а затем с поломниками добирается до Мекки и Медины. Там в течении 6 лет совершенствует свои познания по истории и теории ислама, изучает арабский язык, становится Кораном-хафизом. Много внимания уделяет изучению роли ислама в истории мусульманской культуры. Г.Ибрагимов, находясь на святой земле, живо интересовался местными достопримечательностями, знакомился с жизнью и нравами арабов. Значительный этнографический интерес представляют его описания молебнов тысяч разноязычных поломников, их быт во время хаджа, жертвоприношения и другие обряды. В конце 1884 года габдерашит едет в Турцию. В стамбульском медресе «Фатых» он посещает лекции известного турецкого ученого-педагога Халис-эфенди, бывает в университетах, музеях и библиотеках. В 1885 году Г.Ибрагимов возвращается на родину. Его избирают имамом соборной мечети г.Тара, а в начале 90-х годов становится ахуном Тарского уезда. В 1892 году Г.Ибрагимов был избран заседателем Оренбургского мусульманского Духовного собрания и назначен казыем. Через полтора года он оставляет все и уезжает в Стамбул. В 1895 году там он издает книгу «Чулпан йолдызы» («Утренняя звезда»), в которой подвергает резкой критике политику русификации царизма по отношению к мусульманам России. Достается и тогдашему муфтию М.Султанову за бездеятельность, корыстолюбие и даже называет его агентом царизма. Эта книга каким-то образом была издана в Петербурге в 1907 году. В1897-1900 годах Габдерашит хазрат совершает длительное путешествие по маршруту: Стамбул – Египет – Хиджаз – Палестина – Иран – страны Западной Европы – Южная Россия – Кавказ – Бухара – Средняя Азия – Сибирь. Возвратившись в Россию, Г.Ибрагимов начал активную общественно-политическую деятельность. В1900-1907 годы он издает газеты и журналы «Миръат», «Ульфат», «Ат-Тилмиз», «Наджат».

В этих периодических изданиях он призывает мусульманские народы имеперии к единению и отстаиванию своих прав и свобод. Главной пощадкой для этого он предлагает Государственную думу. Г.Ибрагимов был избран председателем Петербургской секции партии «Мусульман иттифакы» («Мусульманское согласие») . В июне 1907 года за антиправительственное содержание материалов газета «Ульфат» была закрыта, а ее редактор и издатель был предан суду. Однако Г.Ибрагимову удается избежать суда, покинув столицу. Он снова странствует по стране и зарубежью. В1907-1908 годы он побывал в Средней Азии, совершил длительное путешествие по маршруту: Казань – Уфа – Челябинск – Петропавловск – Омск – Томск – Иркутск. Через Монголию, Маньжурию, Китай перебрался в Японию. Здесь благодаря связям в высшем свете, в частности, с принцем Ито знакомится с рядом высокопоставленных государственных деятелей Японии. Ведет большую разъяснительную и проповедческую работу, выступает с лекциями и речами перед различными слоями общества по истории и теории ислама. В марте 1909 года по его инициативе была создана организация «Асия Ги Кай», которая ставила перед собоц задачу по пропаганде ислама среди японцев. Руководителем ее был избран японский дипломат Охара, после принятия ислама получивший имя Абубекир. В апреле 1909 года Г.Ибрагимов поехал в Корею , оттуда через Китай, Сингапур и Индию возвратился в Стамбул. Свои путевые заметки он издал под названием «Мир ислама» Книга принесла автору широкую известность. В 1912 году он вновь совершает путешествие по Туркестану , Бухаре, Афганистану и Хиджазу.

С победой Февральской и Октябрьской революций 1917 года Г.Ибрагимов связывал надежды на освобождение мусульман России и всего мира от политического и духовного гнета со стороны международного империализма. Он в 1917 году был среди участников Стокгольмской Международной всемирной конференции, где выражал интересы и права мусульманских народов России. В разгар гражданской войны выступал в Москве, Казани, городах Сибири с докладами и публичными лекциями о роли ислама в истории развития культуры тюркских мусульманских народов.

В 1921 году он опять путешествует. Путь его лежит через китайскую границу в Восточный Туркестан, где он развертывает активную деятельность среди коренных народов: уйгуров, казахов, татар. Затем он возвращается в Турцию. На следующий год он вновь совершает хадж. В 1933 году Рашит-казый выезжает в Японию. В 1937 году по его инициативе завершается строительство соборной мечети Токио, в которой он исполнял обязанности имама, выступал активным пропагандистом и распространителем ислама в Японии. Благодаря его подвижнической деятельности почти весь истеблишмент Японии принял ислам. В 1939 году в Японии ислам официально признается одной из действующих там религий и в этом акте огромная заслуга принадлежит Габдерашиту Ибрагимову.

 Мечеть в Токио 
Токийская Соборная мечеть после реконструкции. Наши дни

Умер Габдерашит Ибрагимов 31 августа 1944 года и был похоронен на мусульманском кладбище, расположенном недалеко от Токио.

Габдерашит Ибрагимов

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments