Абдул-Вахед Ниязов, Валидович (abdul_vakhed) wrote,
Абдул-Вахед Ниязов, Валидович
abdul_vakhed

Categories:

Дагестан - территория мира и Ислама

В одном из моих предыдущих постов я писал о проведении в Дагестане международной конференции, на которой приняла участие делегация из Всемирного Союза мусульманских ученых во главе с шейхом Аль-Карадаги. Понимая важность подобного рода мероприятий для Дагестана, эту конференцию активно поддержало руководство республики, а также московские и региональные мусульманские и общественные организации.

Международная конференция в Дагестане

Основной причиной проведения конференции в Дагестане стала сложная ситуация в обществе, которое оказалось расколотым на части под воздействием различных социокультурных, социально-политических процессов. Учитывая возрождение исламских институтов в республики, лейтмотивом дагестанской конференции стал принцип «васатыйи», срединное пути, позволяющего найти механизмы издержек и противовесов для установления, прежде всего, внутреннего баланса, необходимого для развития общества и противодействия его деградации.

Полагаю, что здесь нет необходимости раскрывать все язвы, которые поразили Дагестан и которые, по большому счету, можно отнести к российской действительности в целом. Однако хочется верить, что точка невозврата не преодолена. Тем более что Дагестан, в силу своей уникальности по многим характеристикам, обладает огромным потенциалом, чтобы справиться с этими вызовами.

нарын-кала 
Цитадель Нарын-кала, Дагестан

Джума мечеть 
Джума-мечеть VIII век

Приезд шейха Аль-Карадаги в Дагестан и его выступление на международной конференции – это знаковое событие, свидетельствующее о том, что проблемы мусульман республики получают международный отклик. Конечно, ощущается острый недостаток подобного рода мероприятий в целом. Поэтому ожидать, что приезд шейха и его напутственные слова кардинальным образом повлияют на ситуацию не приходится. Тем не менее, это важный шаг в сторону диалога, и фетва, вынесенная уважаемым шейхом, может стать ориентиром для конструктивных сил в их созидательной деятельности во благо дагестанского народа и развития Ислама.

Здесь я посчитал нужным привести перевод фетвы шейха Аль-Карадаги: «Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям».


Аль-Карадаги
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Благословение и приветствие Посланнику, Посланному милостью для миров, и роду его и всем сподвижникам его.
А засим:

ФЕТВА О ПРИМЕНИМОСТИ ТЕРМИНА ДАР АС-СИЛЬМ ВА ЛЬ-ИСЛАМ («ТЕРРИТОРИЯ МИРА И ИСЛАМА») К ДАГЕСТАНУ И ПОДОБНЫМ ЕМУ ОБЛАСТЯМ


Рассмотрев авторитетные доводы, почерпнутые из Писания, Сунны, единогласного мнения факихов и суждений по аналогии, а также из высказываний факихов, мы пришли к следующему заключению:

1. Термины дар аль-ислам (территория Ислама), дар аль-харб (территория войны) и дар аль-ахд (территория договора) принадлежат к числу терминов фикха: они не упоминаются в Писании и в достоверной Сунне. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию Ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов. В текстах Корана и сунны об этом ничего не сказано». Это говорит о том, что между самими факихами не существовало единого мнения насчет упомянутых терминов. Большинство из них довольствовались терминами территория войны и территория мира. Некоторые добавляли к ним термин территория договора, имея в виду область, которая заключила договор с мусульманами или с частью из них, согласно сказанному Посланником, мир ему и благословение Аллаха: «их стремление защитить близких их». Соответственно, все страны, в которых имеются посольства или с которыми поддерживаются дипломатические отношения, входят в территорию договора.

Факихи определили территорию Ислама как часть земли, в которой законы Ислама действуют явно (см.: Бадаиу ас-сана'и', 7/130; Ибн Абидин, 3/253; Аль-Мудаввана, 2/22; Ад-Дасуки, 2/184; Хашийа аль-Буджайрами, 14/220; Аль-Инсаф, 4/121). Более того, некоторые факихи, в частности, из числа шафиитов, считали, что территория Ислама не превращается в территорию войны ни при каких условиях, даже если неверные захватили эту область и установили в ней свои законы (Нихайят аль-мухтадж, 8/82; Асна аль-маталиб, 4/204).

2. Из доводов и речений факихов вытекает, что разница между территорией Ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией Ислама. Если же они не имеют такой возможности, ибо живут в страхе и мучениях, то такая территория не считается территорией мира и Ислама. Об этом однозначно говорили некоторые факихи прежних времен, в том числе Абу Ханифа и др. (Бадаиу ас-сана'и', 7/130, Хашийа Ибн Абидин, 3/253). К этому же мнению склонялся выдающийся шейх Мухаммад Абу Захра (да помилует его Аллах) в своей книге «Теория войны в Исламе», в которой он разделяет мнение Абу Ханифы и его единомышленников из числа факихов. Оно состоит в том, что в основе суждения лежит безопасность мусульманина: если он, будучи мусульманином, находится в безопасности, то это территория Ислама, а если нет, то это территория войны. «Это ближе к смыслу ислама, – пишет он, – и согласуется с сутью исламской идеи о войнах, согласно которой они ведутся для отражения посягательства». Выдающийся шейх Юсеф аль-Карадави (да хранит его Аллах) фундаментально рассмотрел этот вопрос в книге «Фикх джихада». В ней он пришел к тем же выводам, а именно: что эти термины относятся к фикху, а не к священным текстам, и что территорией Ислама является та территория, где мусульмане находятся в безопасности и пользуются религиозной свободой. В интервью интернет-сайту «Ислам онлайн» он отметил, что страна, где мусульмане составляют большинство, является, с его точки зрения, территорией Ислама, а значит, на нее должны распространяться законы территории Ислама, а ее правители должны стремиться к применению норм шариата. Такого мнения придерживается большинство современных ученых, в том числе шейх Фейсал Мавлави (да помилует его Аллах) и выдающийся шейх Абдаллах бин Байя (да хранит его Аллах).

3. С учетом вышесказанного наша фетва заключается в следующем: Республика Дагестан, в которой мусульманское большинство живет в условиях безопасности, пользуется религиозной свободой и совершает обряды Ислама, не является территорией войны, а по шариату является территорией мира и ислама. Это же относится и к другим республикам и областям, где мусульманское большинство живет в безопасности и пользуется религиозной свободой. Поэтому в них недопустимо объявлять военные действия против мусульман и муахидов (т. е. заключивших с мусульманами договор о мире), так как для этого не имеется шариатских оснований. Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость и доброе увещевание и ведение диалога наилучшим образом – ради применения Закона Аллаха во всей его полноте. Всевышний сказал:
«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» (Сура «Пчёлы», аят 125). А Аллах лучше знает, и у Него мы просим помощи.

Написал и подтвердил нуждающийся в Аллахе шейх доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых. С этой фетвой согласились все улемы, проповедники и имамы, присутствовавшие на Дагестанской конференции 4 мухаррама 1434 г. х. / 17 ноября 2012 г., а также присутствовавшие на конференции члены делегации ВСМУ: шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, член Совета попечителей, казначей; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; доктор Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации.

Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям является неотъемлемой частью Дагестанского акта по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане, принятой 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала на Всероссийской богословской конференции «Дагестан – территория мира».


Tags: Дагестан, Ислам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments