Абдул-Вахед Ниязов, Валидович (abdul_vakhed) wrote,
Абдул-Вахед Ниязов, Валидович
abdul_vakhed

Categories:

Ибн Хальдун - праотец социологии

Сегодня много говорят и пишут о социальных сетях, отмечая важность этой платформы в жизни современного социума. Когда стартовал проект Salamworld, чаще всего мы слышали критику относительно того, что мусульманский сегмент неконкурентоспособен и т.д. А между тем, праотцом социологии является мусульманский ученый Ибн Хальдун, краткую информацию о котором я решил привести в этом посте.

ibn_khaldun_

Ибн Хальдун родился в Тунисе. Начав карьеру придворным писцом, стал государственным деятелем, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил государственные дела и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение.

Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особенно знаменито его «Введение» («Мукаддима») к «Большой истории», в котором Ибн Хальдун охватил своими наблюдениями и анализом многие темы, касающиеся закономерностей становления и развития человеческих обществ, различных культур и цивилизаций, начал справедливого политического управления.

Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны». Человек — существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления.

Первая фаза — это «бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием. Вторая, более поздняя фаза — «хадара», жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства — торгово-ремесленному и, соответственно, к городской жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения.

Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) — группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией, находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме.

Его труды по экономике, экономическом прибавочном продукте, экономически ориентированной политике, настолько же значимы и интересны сегодня, как и в его времена.

Современный исследователь Джин Дэвид пишет в своей статье, опубликованной в «Journal of Political Economy», что Ибн Хальдун «открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их «официально принятого на Западе рождения». Он открыл необходимость разделения труда до Адама Смита, принцип трудовой стоимости до Рикардо и роль правительства в проведении стабилизационной политики до Кейнса».

Ибн Хальдун был первым, кто занимался систематическим анализом функционирования экономики, важности развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Ибн Хальдун, кроме того, занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей. 

Отличительной особенностью учения Ибн Халдуна о государстве и политике, изложенного им в знаменитом трактате «Мукаддима», является соединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа. Прежде всего он ставил задачу выявить «естественные законы» становления, развития и падения государства, которое рассматривал в качестве показателя, формы, критерия и проявления «цивилизации». Другая характерная черта его теории состояла в том, что ученый изучал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство уже тогда, когда правители в своей политике далеко отошли от принципов мусульманского права. На этой основе он смог проследить историческую эволюцию халифата и разработать оригинальную классификацию форм правления. 

Таков был талант великого ученого из Туниса Ибн Хальдуна, который концептуально расширил познания об окружающем мире и об отношениях между сегментами общества и государства. Ибн Хальдун был известным гуманистом и человек прогрессивных взглядов, поэтому не случайно в качестве наставления будущим поколениям он оставил свою бессмертную фразу: "Несправедливость уничтожает цивилизацию".

Читайте также:
Сицилийское королевство и мультикультурализм
"99 имен Всевышнего" в музее им. А. С. Пушкина

Ислам в Лувре
 

Tags: Ибн Хальдун, исламская цивилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments